Детская организация – это форма управления внеурочной и урочной деятельностью, в которой обучающиеся являются субъектами управления.
Ввести самоуправление – значит, поставить всех детей в позицию организаторов школьной жизни, где они проявляют инициативу и творчество в совершенствовании собственной жизни, стремятся к лучшей ее организации, где каждому есть дело до каждого, где есть место для самостоятельных суждений, самостоятельных действий детей, развития их способностей и творческих задатков.
В процессе подготовительной работы и совместной деятельности выявляются лидеры, которые возглавляют работоспособный орган самоуправления. Лидерами являются председатель детской организации, его заместитель, главы классов и представители объединений.
Основополагающие принципы детской организации:
- мотивация;
- проектирование;
- самостоятельная организация деятельности;
- диагностика;
- рефлексия;
- функционализация участников процесса;
- демократичность;
- гуманистичность (Управление ориентировано на человека, которого уважают и которому доверяют. Это показывают выборы.)
- целесообразность;
- разнообразие деятельности;
- творчество и инициатива обучающихся.
Цель детской организации
Формирование у обучающихся школы умения самостоятельно выстраивать деятельность как один из аспектов воспитания гражданственности.
Задачи:
1. Способствовать формированию самомотивации к любой деятельности.
2. Научить планировать свою деятельность.
3. Научить проектировать деятельность в соответствии с культурными нормами общества.
4. Научить рефлексировать результаты своей деятельности.
Деятельность и результативность
Работа детской организации отслеживается в каждом классе на экране соревнования по 3 критериям (см. приложение).
Уровни сформированности личностных качеств отслеживаются для выявления лучшего класса по 3 уровням (этапам) сформированности:
2-4 классы (начальная школа)
5-8 классы (средняя школа)
9-11 классы (старшая школа).
После окончания школьного дела результаты подводятся в каждом классе, затем для фиксации в экране соревнования глава класса предоставляет эту самооценку на совет актива школы. "Совет актива" (в составе глав классов 2-11) выносит решение о занесении результатов в экран соревнования.
По итогам года среди 2-4, 5-8, 9-11 классов определяются 3 лидера и награждаются переходящими вымпелами "Самый классный класс".
Работа в объединениях.
Для обеспечения проведения школьных мероприятий в каждом классе работают объединения:
Глава класса и заместитель,
"Творчество",
"Движение",
"Учебная комиссия",
"СМИ",
"Мы – Россияне".
Количество человек, входящих в каждое объединение, класс выбирает индивидуально. Ответственные за работу того или иного объединения могут быть или нет в зависимости от необходимости.
Законодательным органом детской организации является "Совет обучающихся". Собрания "Совета обучающихся" проходят не менее 4 раз в год при необходимости подготовки мероприятия. В закрытом заседании принимают участие главы классов и их заместители (по желанию). На расширенном заседании присутствуют представители того или иного объединения в зависимости от необходимости.
Состав членов объединения может меняться при желании обучающихся или необходимости. Фамилии обучающихся, работающих в том или ином объединении, фиксируются в классных уголках.
Разработаны функциональные обязанности членов объединений
Цели и задачи создания и работы объединений
Глава класса и заместитель
Цель: Формирование у обучающихся навыков управленческой деятельности.
Задача: Научить успешно справляться с обязанностями главы класса.
Обязанности:
1) Присутствовать на собраниях глав классов, на советах актива школы.
2) Контролировать работу всех объединений в своем классе.
3) Участвовать в разработке, проведении и анализе мероприятий.
4) Доносить до классного руководителя информацию о внеурочных школьных мероприятиях.
5) Нести ответственность за участие класса во внеурочных делах на Совете актива школы и перед председателем школьного самоуправления.
"Творчество"
Цель: Формирование у обучающихся творческих и проектировочных (организаторских) способностей.
Задача: Научить успешно справляться с обязанностями:
1) присутствовать на собраниях объединений "Творчество", Совета обучающихся;
2) разрабатывать, проводить и анализировать мероприятия в рамках направления "Традиции";
3) нести ответственность за подготовку и проведение мероприятий перед главой класса.
"Движение"
Цель: Формирование у обучающихся организаторских способностей и развитие физических навыков.
Задача: Научить успешно, справляться с обязанностями:
1) присутствовать на собраниях объединений "Движение", Совета обучающихся;
2) разрабатывать, проводить и анализировать мероприятия в рамках направления "Здоровье";
3) нести ответственность за подготовку и проведение мероприятий перед главой класса.
"Мы – Россияне"
Цель: Формирование у обучающихся личностного качества "патриотизм".
Задача: Научить успешно справляться с обязанностями:
1) присутствовать на собраниях объединений "Мы-Россияне", Совета обучающихся;
2) разрабатывать, проводить и анализировать мероприятия в рамках направления "Российское наследие";
3) нести ответственность за подготовку и проведение мероприятий перед главой класса
"Учебная комиссия"
Цель: Формирование у обучающихся ответственного отношения к учебе, престижа знаний.
Задача: Научить успешно справляться с обязанностями:
1) оказывать помощь учащимся класса на индивидуальных занятиях;
2) помогать классному руководителю решать вопросы успеваемости и посещаемости обучающихся;
3) нести ответственность за успеваемость и посещение школы обучающимися своего класса перед классным руководителем (или главой класса – по выбору).
"СМИ"
Цель: Формирование творческих способностей у обучающихся.
Задача: Научить успешно справляться с обязанностями:
1) присутствовать на собраниях объединений "СМИ", Совета обучающихся;
2) разрабатывать, выполнять оформление мероприятий в рамках направлений "Здоровье", "Традиции", "Российское наследие";
3) нести ответственность за оформление мероприятий перед главой класса;
4) проводить анализ качества и соответствия оформительских работ.
2016-2017 год
Председатель школьного самоуправления - Лямин Кирилл 11 «А» класс;
Заместитель председателя школьного самоуправления – Каменная Алёна 10 «А» класс.
Куратор «Творчество» - Иванова Дарья 9 «Б» класс; Скирневская Полина 10 «А».
Куратор «Движения» - Климов Данила 10«Б» класс, Кирьянов Кирилл 10«Б» класс; Антонов Дмитрий 11 «Б», Данилин Никита 11 «Б».
Куратор «Мы Россияне» - Наумова Ксения 11 «Б» класс; Гайченко Валерия 10 «А» класс; Безъязыкова Мария 10 «А» класс; Станкевич Элона 10 «Б».
Куратор «СМИ» - Киженцева Алёна 10 «Б»; Лазарев Павел 11 «Б»;
Куратор «Учебная комиссия» - Яшкина Александр 11 «Б» класс, Байлагашева Дарья 11 «А».
III Раздел
Народные праздники
Созданное каждым поколением в области наций и духовной деятельности есть наследие, рост которого является результатом сбережений всех предшествующих поколений, святилище, в котором все человеческие поколения благодарно и радостно поместили всё то, что помогло им пройти жизненный путь, что они обрели в глубинах природы и духа.
Русские народные праздники проводятся в школе 20 лет.
Принципы построения театрализованных народных праздников:
· Зрелищности
· Доступности
· Соучастности
Проведение народных праздников позволяет обучающимся:
- пробрести знания этнокультурного богатства национальной культуры русского народа;
- развивать творческие способности;
- сформировать интерес к познавательной деятельности;
- осознать свою национальную принадлежность к историческим корням России.
· «Покрова» - 14 октября
Великий христианский праздник. Явление Пресвятой Богородицы. Произошло в Константинополе средине X века. В России установлен около 1164года – праздник Покрова Божьей Матери. Совпадает с природным явлением – первым снегом. Много примет и верований. Девичий праздник- праздник невест, свадеб, посиделок. Специальные игры, хороводы, обряд установки свечи перед иконой Богоматери. Культ снега олицетворяющего покрывало Богородицы, ассоциирующиеся со свадебным покрывалом девушки.
· «Кузьминки»- 14 ноября.
14 ноября издавна на Руси был праздничный день, который назывался «Кузьминки», в честь 2 братьев Кузьмы и Демьяна, которые славились как лекари, мастера и труженики, покровители семейного очага. Кузьминки – встреча зимы, об осени поминки. Посиделочный праздник, игровой, застольный.
· «Рождество - Христово» - 6 января
Рождество Христово – это великий христианский праздник в честь рождения Христа в Вифлееме. Христиане верят, что Бог послал в этот греховный мир своего сына Иисуса Христа. Рождество Христово – один из главных Христианских праздников: с этого дня начинается отсчёт земной жизни Бога. Этот праздник считался праздником милосердия: в рождественские дни царили хлебосольство и радушие, щедро угощая всех и одаривая.
Молодые люди и ребятня ходили из избы в избу с песнями и колядками. Великий праздник – Рождество Христово вернулся в Отечество, как признанный и открытый для всех праздник. И многие из нас с наступлением вечера в сочельник зажигают огни на ёлке, встречая в полночь из самых значительных праздников человечества, веруя и надеясь.
· «Крещение» - 19 января.
Один из главных христианских праздников. Праздником Крещения заканчиваются Рождественские святки продолжающиеся с 7 по 19 января. В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение. Считается, что крещенская вода набирает особую силу и целебность. Приметы. Колядки. Гадания. Праздничные обряды и игры.
· «Масленица» - февраль
Праздник олицетворял пробуждение природы от зимней спячки.
Любили на Руси Масленицу – праздник весёлый, озорной, отчаянный. Это лихое катание с гор, скоморошьи потехи, игры, загадки, хороводы и народные забавы, катание на лошадях.
Это ярмарка с блинами, бубликами, выпечкой, чаем, сувенирами и подарками. Масленица символизирует победу юности сил добра над злом. По древнеславянским традициям, провожая зиму и встречая весну, сжигали чучело «Масленицы».
В постановках народных праздников принимают участие обучающиеся школы 1-8 классов в рамках ФГОС НОО и ООО.
IV раздел.
Выездная школа МУ ДОЛ «Чайка»
Выездная школа проводится в конце октября месяца каждого года на МУ ДОЛ «Чайка», для 6-11 классов. На выездных школах обучающиеся занимаются проектной деятельностью. Были реализованы следующие проекты: 2007 год - Проект «Живи, родник, живи» (Грант Администрации г. Междуреченска); 2008 год - Проект « Помни имя своё»; 2009год - Проект «Новогодняя мозаика» (Грамота Администрации города); Проект «Россия, Русь, храни себя, храни…!»
(Грамота Департамента образования и науки Кемеровской области); 2010-11год - Проект «Любимому городу, цветущий школьный двор» (Грант Администрации г. Междуреченска); 2011-12 год «Летняя занятость на детской площадке» (Грант Администрации г. Междуреченска); 2012-13год «Спортивная площадка», 2014-2015год Проект «Славься, Отечество» (Грамота Администрации г. Междуреченска; Региональная Грамота). Экологический проект «Думай глобально-действуй локально» (2015- бронзовая медаль Кузбасской ярмарке специализированных выставок «Образование. Карьера. Занятость», 2016 год – Диплом (Международная специализированная выставка-ярмарка «Кузбасский образовательный форум»).
Зоны ответственности
педагогов – участников выездной школы МБУ ДОЛ «Чайка»
22 – 23 октября 2016года.
№ |
Мероприятие |
Время |
Ф.И.О. педагога |
22 октября |
1. |
Организованный выезд от школы. |
12.00 |
Цыпкина Н.М.
|
2. |
Размещение |
13.00-14.00 |
Цыпкина Н.М.,
Омутова М.Л.
|
3. |
Организация обеда. |
14.00-15.00 |
Цыпкина Н.М.
|
4. |
Линейка
1. Ход.
2. Распределение по группам.
3. Представление руководителей.
4. Представление игротехников.
5. Гимн детской организации
|
15. 10. |
Цыпкина Н.М.
|
5. |
Работа в группах, семинарское занятие по проектированию школьных мероприятий:
- 1. Разработка логотипа детской организации МАРШ
|
15.20 -18.50 |
Цыпкина Н.М.
Кольцова Е.А.
Аркатова М.А.
Музалевская Е.С.
Фомина Г.С. |
План работы проектных групп
«Что такое проект?» |
|
Цыпкина Н.М.
|
6. |
Работа в группах. |
15.30-18.50 |
Кольцова Е.А.
Музалевская Е.С
Аркатова М.А.
Фомина Г.С.
|
7. |
Перерыв
Спортивные игры (футбол, волейбол) |
16.30 – 16.50 |
Руководители групп, игротехник |
8. |
Работа в группах |
16.50-17.50 |
Руководители,
игротехники. |
9. |
Защита проектов. |
18.00-18.30 |
Руководители,
игротехники. |
10. |
Час здоровья (верёвочный курс) |
18.30-19.00 |
Цыпкина Н.М.,
игротехники. |
11. |
Организация ужина. |
19.00-20.00 |
Цыпкина Н.М.,
игротехники |
12. |
Подготовка творческих номеров по группам |
20.00-21.00 |
Руководители, игротехники. |
13. |
Концерт творческих выступлений |
21.00-22.00 |
Руководители, игротехники. |
14. |
Организация дискотеки |
22.00-02.00 |
Игротехники |
23 октября |
15. |
Организация подъёма |
9.00 |
Цыпкина Н.М., руководители |
16. |
Линейка. (Награждение, закрытие) |
9.30 |
Цыпкина Н.М. |
17. |
Завтрак. Уборка комнат |
10.00 – 10.45 |
Цыпкина Н.М.,
руководители. |
18. |
Сдача комнат |
10.50 |
Цыпкина Н.М., руководители. |
19. |
Организованный выезд |
11.00 |
Цыпкина Н.М., руководители.
|
|
|
|
|
|
V Раздел.
Экологическое направление.
· Трудовые десанты в течение года.
· Участие в городских акциях: «Чистый лес», «Покорми птиц зимой», «Лучший скворечник», «Береги лес».
· Проекты «Живи, родник, живи»; «Золотая долина»; «Любимому городу, цветущий школьный двор»; «Страна чудес»; «Думай глобально - действуй локально!»: «Аллея первоклассников и одиннадцатиклассников»; Сбор макулатуры; Участие в городском флэш-мобе «Экология города»; Походы.
· Городские конкурсы: конкурс листовок «За здоровый образ жизни»,
« Сохраним зелёный наряд»
· Участие в городской НПК.
· Месячник естественных наук.
· Участие во Всероссийской олимпиаде по экологии.
· Участие в областной НПК «Экология Кузбасса».
VI раздел.
Программы дополнительного образования.
Программы внеурочной деятельности ФГОС НОО и ООО.